Окрестности села Борки

0
81
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Существует несколько версий о том, как ранее пролегал торговый путь до села Борки. Возможно, он проходил через село Шоша и дальше по старинной московской дороге, а может быть, тянулся через село Новое.

Переправа через реку

На карте от 1850 года паромная переправа через Волгу отмечена только в селе Новое. Спустя десять лет, уже на другой карте, речная переправа показана между деревней Городище и селом Шоша. Такие географические изменения были обусловлены следующими причинами:

— в 1834 году торговый тракт Москва — Санкт-Петербург стал проходить более коротким путем — через Безбородово, а не как раньше — через Шошу.

— строительство железнодорожной станции Завидово возле села Новое способствовало экономическому расцвету этого населенного пункта. Теперь сюда стремились многочисленные пассажиры из заречных деревень и сел, чтобы продолжить дальше свое путешествие уже на поезде. Тем более глубина реки позволила построить в этом месте пристань, куда свободно причаливал паром. В Шоше, наоборот, паром не мог подойти к берегу из-за мелководья и людей доставляли до суши на лодках.

— в летний период река возле Шошы сильно мелела, и крестьяне вместе со своими телегами и лошадьми, спокойно могли переходить ее вброд, не прибегая к услугам парома. Поэтому паромная переправа была перенесена в Новое.

Ниже по Волге возле Башево тоже располагалась достаточно большая отмель. Здесь летом реку переезжали на повозках, а грузовые баржи застревали. Потом близко живущие крестьяне перетаскивали их на глубину.

Напротив храма села Новое раньше находился маленький остров, а русло Волги в этом месте было небольшой глубины. Любой взрослый человек мог запросто перейти вброд на этот остров.

Село Новое

Существующее ныне село Свердлово раньше носило название Новое и было центром Новинской волости уезда Клинского, но входило в состав Московской губернии.

Путь из села Борки в Новое проходил по дороге вдоль реки через паромную переправу в деревне Осиновка. Паром, или как его называло местное население «третник», работал исправно. Жители обоих сел часто навещали друг друга: будь-то большие церковные празднования или обычные посещения своих родственников. Видимо по этой причине, когда село Борки затопило, большинство борковчан переехало жить в Новое.

Такой же «третник» ходил и на переправе в Конаково, пока в 1936 году не запустили Иваньковское водохранилище. Повествование об этих временах можно найти в книге «Гори, гори ясно» Сидорова В., где он вспоминает о своем детстве. Вот отрывок из этого произведения:

«Надев снова обувку, спустились мы по песчаной дороге, круто сбегавшей вниз, к перевозу. «Третник» — так назывался паром — словно ждал нас. С грохотом въехали на него последние телеги, и мы вошли следом на искрошенный колёсами настил. Паромщик тут же отчалил, и, перехватывая канат, медленно потянул нас к другому, неизвестному мне пока берегу. Ещё перехватил, ещё подтянул, ещё, и вот, мы уже на середине реки. Красный треугольничек бакена, колыхавшийся на воде, остался позади, удалялся и наш берег с богатырским бором. … Тихо, почти беззвучно паром причалил к небольшому мостику, с которого так же, прогремев, съехали телеги, и лошади, подгоняемые возницами, поднимая пыль, помчались к видневшемуся невдалике селу…»

И в самом деле, путь на железнодорожную станцию Завидово продолжался на паромной переправе у села Новое. Это хорошо прослеживается в воспоминаниях Екатерины Голубевой:

«Переехали на пароме Волгу, едем берегом, начинаются поля нашего села Борки».

Если бы они добирались через Шошу, то после поездки на пароме им нужно было всего двести метров ехать до Борков. Тогда как после переправы у села Новое, дорога до родного села проходила именно вдоль реки, мимо Барыкинского поля.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.