Дьяковская культура в истории Конаковского района

0
68
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

По мнению одного из первых летописцев Тверского края, археолога и историка Д. И. Карманова (1740—1795 гг.), «вероятно, что на сих местах, где после Тверское княжество было и в окрестностях оного, жили сарматы, ибо многие имена рекам и урочищам имеются Финские и Мордовские, а Финны и Мордва были из числа Сармат; например, имя реки Волги с финского значит судоходная, а — Москвы крутящаяся или искривленная; Кимра с мордовского — Медведица и прочая». Далее он отмечает, что сарматы разделялись на разные народы, которые имели «всякий свое название», и что, как считал В. Н. Татищев (1686—1750 гг.), это были «известные в истории Кимеры, кимбры или Цимбры». До возникновения Тверского княжества Кимры принадлежали Ростовским князьям, к которым перешел и герб их (изображение медведя). О том, что здесь обитали кимбры, отмечает В. Н. Татищев, имеются подтверждения и у древних географов. Впоследствии же они из этих мест переселились на другие территории и уже ко времени летописца Нестора (XI в.) этот народ в Тверском крае не обитал, так как он о нем в своих писаниях не упоминает.

В X в. нашей эры в пределы Тверского края поселились проживавшие в бассейнах рек Булу и Днепра тиверцы, давшие имя р. Тверце. В это время население его было малочисленным, так как, описывая народы России, Нестор никаких упоминаний о народах, в нем проживавших в IX в., не делает. Упоминания же историков о таких городах, как Москва, Тверь, Ярославль, Переяславль, Дмитров и др., относятся уже к более позднему времени — XII в.

Д. И. Карманов приводит и археологические данные, подтверждающие, что в пределах Корчевского уезда имеются следы проживания древних народов. Так, он отмечает, что «недалеко от села Кимры (оно входило в состав Корчевского уезда Тверской губернии.— прим. авторов) есть немалый древний вал, а вниз по Волге, так именованные, городища или опустелые городы, ныне села знатные. Одно называется Городок, выше Медведицы на правой стороне Волги, от Кимры пять верст… и еще ко Твери по Волге несколько запустелых древних городищ находится, о которых никакого известия от древности не имеем; и хотя, как кажется, некоторые из них в средние века были построены и разорены, но иные опустели еще до Нестора. А сие служит новым доказательством о бытии здесь сильного народа». Д. И. Карманов также подтверждает и то, что на месте села Городня в средние века располагался «Вертязин Городок».

И до наших дней дошли многочисленные свидетельства раннего заселения современной территории Конаковского района, о чем говорят и археологические исследования XIX и начала XX вв. Так, при раскопках Городища у села Городня (Городненский с/о) летом 1944 г. были найдены материалы дьяковской, бронзовой и славянской культур, а также среди вещей и керамики курганного типа кремневые наконечники, фрагменты ямочно-гребенчатой керамики, датируемые поздним неолитом; у пос. Редкино и Озерки были найдены каменные топоры. На берегах Волги, вблизи селений Городня, Слобода (Мелковский с/о), Свердлово (Вахонинский с/о) были обнаружены кремневые орудия (копья, стрелы), разные скребки, глиняная посуда и т. д.

Свидетельства наличия в районе остатков дьяковской культуры (IV в. до н. э.) представлены раскопками в бывшей дер. Сухарино (или Топорок; располагалась напротив нынешнего дома отдыха «Карачарово», на левом берегу Волги, поблизости от г. Конаково), а также сел. Свердлово (Вахонинский с/о). В начале XX в. здесь в течение нескольких лет раскопки велись (особенно в Топорке) археологом Юлией Густавовной Гендуне. Ею были обнаружены осколки глиняных жертвенных ваз, кости человека и животных. По ее определению, это было местоположение обрядового финского шаманского поселения. (К сожалению, она не закончила своих археологических изысканий, так как покончила жизнь самоубийством. По предположениям современников, это было связано с ее верой в загробную жизнь. Так, еще при жизни она выхлопотала себе место на сучковском кладбище, заказала могильный склеп, надгробную плиту и, когда все эти похоронные атрибуты были готовы, застрелилась. На клочке предсмертной записки ею было написано: «любопытство — один из смертных пороков»). Вещи, найденные Ю. Г. Гендуне при раскопках в Топорке, хранятся в Тверском краеведческом музее, они имеются также и в Конаковском краеведческом музее.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.